Наверное, мало кому из родителей хочется пойти в школу снова, без отрыва от основной работы, домашних хлопот и прочих обязанностей взрослого человека. Как же добиться того, чтобы выполнение домашних заданий, сборы в школу и сама учеба лежали на плечах лишь вашего школьника, а не вышло так, что «учится папа за Васю весь год»?
В замечательной книге «Общаться с ребенком. Как?» психолога Юлии Гиппенрейтер, проводится аналогия воспитания самостоятельности ребенка с освоением им велосипеда. «Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку. Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!» Глупо надеяться, что 2 сентября первоклассник сам правильно соберет свой портфель и ничего не забудет – это новый для него опыт. Чтобы научить ребенка, вам придется не один и не два раза показать и рассказать, как это делается. Через неделю-две ваш школьник сможет собрать его в вашем присутствии. Хорошо бы еще нарисовать каждый предмет на листе бумаги и повесить его на стену, чтобы ребенок сверялся со списком, или придумать другое опорное пособие. Через еще пару-тройку недель первоклассник вполне справится со сборами самостоятельно, но чтобы исключить различные непредвиденные факторы (просьбы учителя принести что-то, или новые предметы в расписании и т.д.), можно ненавязчиво проверять, как собран ранец. На следующем этапе родительский контроль уже не нужен. И даже вреден! Ребенок должен учиться делать и исправлять свои ошибки сам. Только так, к сожалению, можно действительно придти к ответственности и самостоятельной учебе. После успешного овладения навыками самостоятельного сбора в школу, ребенок готов взять только на себя и приготовление уроков. Главное, подвести к этому постепенно и все-таки, решиться доверить школьнику его же учебу. Путь этот длинный и непростой, так что наберитесь терпения. Поначалу, обсудите со своим первоклашкой, все, что было в школе. Узнайте, что он понял и не понял с урока. Затем приступайте к домашнему заданию. «Стоять над душой» метод не самый эффективный, лучше решите вместе, что нужно и как сделать, и придите на помощь, если ребенок позовет. И, конечно же, проверьте, то, как он выучил стихотворение, или нацарапал в прописях. Большинство детских психологов негативно относятся к выполнению домашних заданий на черновиках, с последующим переписыванием в тетрадь. Гораздо эффективнее метод предварительного обсуждения, пусть даже каждой строчки крючочков и палочек. Если вы оба уже устали, а воз и ныне там – оставьте все как есть. Вернетесь к урокам, когда отдохнете или будете в хорошем настроении. А вот переписывание за ребенка или замазывание огрехов потом оказываются медвежьей услугой. В случае неудачи или оплошности не ругайте ребенка! Вспомните – все ли с первого-второго раза удается у вас самих? Так что выдохните и расслабьтесь. Все получится – рано или поздно. Постепенно отходите от контроля: ребенок начнет учиться сам. В ваших же силах сделать так, чтобы это происходило не из-под палки, а с интересом. Да, вполне вероятно, что и двоек с тройками нахватает, и что-нибудь забудет сделать или перепутает. Но это – его ошибки, и ребенку полезно разобраться с ними самому. Конечно, если ваш школьник попросит о помощи, откликнитесь – иногда, ведь достаточно просто доброго совета или авторитетного мнения. Если же учеба запущена настолько, что ребенку трудно наверстать – начинайте сначала: обсуждения-объяснения, проверка домашних заданий и т.д., но не забудьте затем сбавить обороты и ослабить контроль. |