Одним детям достаточно пару раз пробежать глазами «Бородино» и запомнить его на всю жизнь, другим нужно долго и упорно учить самые простые стишки. Упреки и наказания вряд ли заставят память работать лучше. Попробуем разобраться, как помочь.
Надо иметь в виду, что в запоминании чего-либо используются два вида памяти: кратковременная (человек запоминает 7+/- 2 объекта максимум на минуту без повторения) и долговременная (большой объем информации может храниться годами). Впервые полученная информация «записывается» на кратковременную память и через минуту может улетучиться, если не получит больше никаких «узелков на память», т.е. интересного объяснения, установки на запоминание или сравнения уже со знакомыми вещами. Информация, получившая такое подкрепление, откладывается в долговременной памяти. Что интересно, во сне все то, что мы узнали или выучили за день, упорядочивается. Поэтому, если необходимо что-то запомнить, нужно отложить повторение на несколько часов, а еще лучше - на утро. Обычно, за счет запоминающихся рифм и легко всплывающих ассоциаций, стихи хорошо укладываются в голове. В случае обратной ситуации, предложите ребенку следующее: 1. Внимательно прочитать все стихотворение; 2. Обсудить вместе, о чем идет речь, какие мысли и чувства вызывает это произведение, о чем думал автор, когда сочинял его, что он хотел им сказать, объяснить непонятные слова; 3. Нарисовать иллюстрацию. Пусть это будет абстрактная картинка, или комикс по мотивам, или даже совершенно отвлеченный от текста рисунок. Главное, что рисование подключает к эмоциональной памяти моторную (двигательную), а значит, шансы на хорошее запоминание увеличиваются. Картинку повесьте над кроватью ребенка или другое видное место; 4. Пересказать своими словами; 5. Поиграть в слова из стиха, придумав свои рифмы; 6. Попробовать спеть или подобрать к тексту музыку; 7. Прочитать всё стихотворение вслух, переключиться на другие дела (лучше физическую работу), затем через 20 минут прочесть его снова; 8. Прочесть стихотворение, чеканя мяч в том же ритме; 9. Прочесть еще раз вслух на ночь, утром повторить наизусть, не подглядывая. Затем открыть книгу и еще раз прочитать вслух; 10. Начать с первого пункта, если стихотворение все же не отложилось в памяти. Хорошо тренируют память маленькие смешные стишки, считалки, скороговорки, частушки. Обязательно учите стихи с ребенком к каждому празднику и дням рождения близких – возможно, на уроке он забывает слова именно от волнения. Чтобы побороть страх публичного выступления, можно устраивать домашние представления, кукольный театр, и разыгрывать стихотворные сказки Маршака, Чуковского, Пушкина, Ершова и других поэтов. А на ночь вместо привычной сказки или колыбельной можно почитать «взрослые» стихи – поэтов Серебряного века или поэмы Гомера.
Источник: http://predkam.ru/articles/art_8332/ |